Урок математики На службе у перевода

У устного переводчика есть неоценимый в своей пользе друг – кратковременная память. Описывать, что это такое – только зря тратить время; стоит сказать только, что время «жизни» элементов в такой памяти составляет не более 30 секунд, а сама память живёт по принципу «кошелька Миллера», то есть не удерживает в себе более 7±2 элементов.

NB.: Судя по тексту работы Миллера, не стоит думать, что умение удержать в голове 9 элементов наиболее эффективно, потому что в таком случае память разбивает элементы на группы от 5 до 9. Идеальным, кажется, будет состояние запоминания семи элементов.

Кратковременную память не всегда отделяют от памяти рабочей, хотя разница между ними есть, как минимум, концептуальная. Не стану утверждать, что работа устного переводчика зависит ТОЛЬКО от памяти кратковременной, потому что рабочая связана с понятием подвижного интеллекта, что также очень важно при нашей работе, потому как подвижный интеллект отвечает за распознавание связей и закономерностей в режиме реального времени, в отличие от кристаллизовавшегося интеллекта, который использует накопленный опыт и знания.

Со временем и в зависимости от режима работы кратковременная память начинает ухудшаться. Конечно, мозг человека пластичен и после «отдыха» многие когнитивные функции восстанавливаются, но многие переводчики выгорают, получая в подарок астенический синдром, что приводит к невозможности работать далее.

Чтобы восстановить навыки в короткие сроки, нужно действенное и сильное средство. И тут на помощь приходит математика.

Рабочую память, которая, как вы помните, связана с подвижным интеллектом, можно натренировать, используя задачу «n-back». Это математическая задача, при которой вам предъявляется ряд образов (чаще всего, визуальных и звуковых). При этом необходимо указать, сколько позиций назад встречался тот или иной образ. N в этом случае заменяет какую-то цифру.

В случае, если N это цифра 3, то в ряду образов

T L H C H S C C Q L C K L H C Q T R H K C H R

нужно определить и указать те образы, которые встречались три позиции назад от произнесённого.

Задачу, конечно же, позднее усложнили, добавив ещё один ряд образов: теперь это Dual N-back, где к звуковому ряду добавлен и визуальный.

Результаты исследований довольно противоречивы и иногда очень расходятся в оценке эффекта данной задачи. Однако большая часть экспериментов говорит о том, что N-back положительно влияет на кратковременную память, хоть эффект и пропадает после перерыва в практике данной задачи.

Добавить комментарий